Домовая церковь при Симбирской чувашской школе
И.Я.Яковлев - великий педагог и просветитель чувашского народа. Для просвещения родного народа открывал и строил школы, домовые церкви при учебных заведениях, отдельные церкви в населённых пунктах Казанского учебного округа. И.Я.Яковлев преследовал прежде всего просветительские цели: через религию обучать родному языку, воспитывать любовь к родному слову. С этой целью была открыта и домовая церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов при Симбирской чувашской школе.
В фонде Симбирской духовной консистории имеется "Дело об устройстве домовой церкви при Симбирской чувашской школе", где И.Я.Яковлев подробно описывает все моменты, связанные с открытием этой церкви. Из сообщения И.Я.Яковлева Епископу Симбирскому и Сызранскому 18 февраля 1885 г.: "В 1881 году возникла у меня мысль устроить храм в отдельно стоящем каменном флигеле школы, построенном в 1879 году для помещения мастерских, увеличив его пристроем с восточной стороны и сделав соответствующие капитальные изменения. На эти работы и на отделку всего каменного флигеля по моему поручению губернским инженером Львович-Кострицей был составлен проект и смета, в которую включены были и предстоящие ремонтные исправления в деревянном флигеле школы. Последние работы исчислены приблизительно в 1600 руб., а первые - в 3723 руб. 86 коп., а всего смета на сумму 5323 руб. 86 коп. Составленная смета была рассмотрена и утверждена Строительным отделением Симбирского Губернского Правления. Часть штукатурной работы, вошедшей в смету, была исполнена в том же 1881 году.
Весною 1883 года я приступил к устройству помещения для церкви, придерживаясь утверждённых проекта и сметы, а для руководства и наблюдения за работами пригласил техника, бывшего директора ремесленного училища, Данилова. Помещение и сам храм я предполагал устроить на частные средства, будучи вполне уверен, что в предпринятом мною святом деле найдутся благотворители и ревнители православия. Весною 1883 года я располагал личными средствами, а пожертвований ещё не поступило, но мне был открыт значительный кредит в Симбирском обществе взаимного кредита, и отпуск строительных материалов с условием уплатить следующие за него деньги, по мере возможности, из лавки наследников Зурова и от симбирского купца Матвея Александровича Сахарова.
В сентябре 1883 года почти все работы по устройству помещения для церкви и ремонта деревянного флигеля были окончены. В сентябре 1883 года попечитель Казанского учебного округа, осмотрев школу и помещение для церкви, приказал мне доставить подробную записку о настоящем положении школы и сведения о расходах по устройству храма, что мною и было исполнено. Его Превосходительство, ознакомившись подробно с положением школы, вошёл с ходатайством о назначении 3502 руб. на окончательное устройство домовой церкви и о выдаче мне 1600 руб. на уплату долга, заключённого мною в Симбирском обществе взаимного кредита по устройству церкви. Государь Император, по докладу Министра народного просвещения, в 31 день марта минувшего 1884 года Высочайше соизволил на принятие на счёт казны как уплаты долга моего в Симбирском обществе взаимного кредита 1600 рублей на устройство церкви, так и расхода по окончательной отделке церкви, в размере 3502 рублей.
Весною и летом прошлого 1884 года окончены были в помещении церкви остающиеся малярные работы, за которые также уплачено из частных пожертвований, а в сентябре я приступил к устройству иконостаса за счёт назначенных 3502 рублей; из последней суммы в настоящее время израсходовано 2297 руб. 7 коп. и остаётся налицо в Симбирском Губернском Казначействе 1204 руб. 93 коп.
На устройство домовой церкви при Симбирской чувашской школе по 17 февраля деньгами поступило и израсходовано 6506 руб. 8 коп. В том числе 1000 руб. от Православного Миссионерского общества, 325 руб. 25 коп. из частных средств Симбирской чувашской школы, 1283 руб. 15 коп. пожертвований от частных лиц и из сумм Министерства народного просвещения 3827 руб. 7 коп.; кроме того разными благотворителями пожертвовано вещами, стоимость которых я не определяю, и снесено при уплате по счетам за строительные материалы, или вещи для церкви, 213 р. 98 коп".
Перестройка здания и устройство домовой церкви при Симбирской чувашской школе проводилась по инициативе и усилиям И.Я.Яковлева. Церковь первоначально была устроена в 1885 году на пожертвования Православного Миссионерского общества и частных благотворителей с пособием от Министерства народного просвещения. Здание церкви, двухэтажный кирпичный дом, первоначально был построен в 1879 г. по проекту архитектора А.И.Львовича-Кострицы, перестраивался в 1883-1885 гг. Освящена 20 января 1885г. Епископом Симбирским и Сызранским.
В 1897-1898 гг. заново построена в два света и с пристроем алтаря на средства Почётного попечителя школы Симбирского 1-ой гильдии купца Николая Яковлевича Шатрова. Освящена 29 ноября 1898 г. Епископом Симбирским и Сызранским. Престол в ней один, во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.
В 1898 г. при церкви Симбирской чувашской школы было образовано Православное Святодуховное братство. В сообщение Епископу Симбирскому и Сызранскому Никандру 5 ноября 1898 г. И.Я.Яковлев пишет: "Многие из лиц, близко знающих Симбирскую чувашскую школу и сочувствующих ей, давно указывали мне на полезность открытия при её домовой церкви Православного братства для поддержания благолепия храма и оказания материальной помощи нуждающимся её воспитанникам и воспитанницам; то же самое неоднократно высказывали и наставники школы". И.Я.Яковлев, разделяя эту мысль, и желая воспользоваться предстоящим торжеством освящения церкви, просит Епископа Симбирского и Сызранского Никандра утвердить проект Устава братства. Копию проекта рассмотрел и попечитель Казанского учебного округа и 23 ноября 1898 г. сообщил телеграммой И.Я.Яковлеву, что не возражает открыть братство.
27 ноября 1898 г. Симбирская духовная консистория утвердила Устав Православного Святодуховного братства при церкви Симбирской чувашской школы. В 1906г. по инициативе И.Я.Яковлева при домовой церкви была образована Испытательная комиссия для кандидатов из чуваш на должность псаломщика, дьякона, иерея. По Указу Симбирской духовной консистории первыми ее членами назначены с 30 мая 1906 г. священники домовой церкви Симбирской чувашской школы В.Н.Никифоров, И.П.Петров. Священниками в домовой церкви при Симбирской чувашской школе в разное время служили В.Н.Никифоров, М.П.Петров, И.Д.Дормидонтов.
Священник Василий Никифорович Никифоров, сын крестьянина из чуваш деревни Больших Арабузей Буинского уезда Симбирской губернии. Родился 2 января 1864 года. Обучался в Симбирской чувашской учительской школе. 1 сентября 1883г. определён на должность преподавателя истории и географии. По ходатайству инспектора чувашских школ Казанского учебного округа Епископом Симбирским и Сызранским 5 февраля 1899 г. рукоположен в священники Духосошественской домовой церкви при Симбирской чувашской школе и назначен законоучителем женского училища при Симбирской чувашской школе. Со времени рукоположения в священники принимал участие в переводах священных и богослужебных книг на чувашский язык.
В 1898 г. был избран казначеем Святодуховного Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы. С 1 января 1900 г. по 1 июня 1903 г. с утверждения попечителя Казанского учебного округа состоял заведующим Симбирской чувашской учительской школы. С 1 июля по 20 сентября 1903 г. по предложению попечителя Казанского учебного округа исправлял должность инспектора Симбирской чувашской учительской школы.
30 мая 1906 г. Указом Симбирской духовной консистории назначен членом испытательной комиссии при Симбирской чувашской учительской школе для кандидатов из чуваш на должность псаломщика и дьякона. 1 декабря 1907 г. попечителем Казанского учебного округа назначен законоучителем мужского приходского двухклассного училища при Симбирской чувашской учительской школе.
Священник Михаил Петрович Петров, сын крестьянина из чуваш Казанской губернии Ядринского уезда Альменевского прихода деревни Мун Ял. Родился 16 сентября 1877 г. Обучался в Симбирской духовной семинарии и после окончания его 1 сентября 1901 г. определён на должность старшего учителя Сиктерминского двухклассного Министерства народного просвещения училища Спасского уезда Казанской губернии. 1 сентября 1903 г. переведён на должность преподавателя женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе и женского училища. 17 июля 1905 г. рукоположен Епископом Симбирским и Сызранским Гурием в священники в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в село Раскильдино Курмышского уезда.
23 августа 1905 г. перемещён в село Красные Четаи Курмышского уезда, назначен законоучителем в образцовой школе при второклассной церковноприходской школе. 20 сентября 1905 г., по ходатайству инспектора Симбирской чувашской учительской школы переведён на должность настоятеля домовой церкви при Симбирской чувашской учительской школе с назначением законоучителя женского училища при Симбирской чувашской учительской школе.
20 сентября 1905 г. состоял членом Святодуховного братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы. 30 мая 1906 г. назначен членом испытательной комиссии при Симбирской чувашской учительской школе для кандидатов из чуваш на должности псаломщика, дьякона и иерея. 1 сентября 1906 г. назначен законоучителем в приходское двухклассное училище при Симбирской чувашской учительской школе.
Священник Иван Дормидонтович Дормидонтов - сын крестьянина из чуваш Симбирской губернии Буинского уезда села Большой Аксы. Родился 1 ноября 1876 года. Сначала обучался в Симбирской чувашской учительской школе. По окончании в ней курса определён на должность учителя в Кошкинское Министерства народного просвещения училища Буинского уезда и был исполняющим псаломщика при Михайло-Архангельской церкви.
В 1899 году поступил в IV класс Симбирской духовной семинарии. После окончания определён на должность псаломщика в село Богдашкино Симбирского уезда Симбирской губернии. В то же время исполнял должность учителя Богдашкинского одноклассного Министерства народного просвещения училища.
30 января 1904 г. И.Д.Дормидонтов рукоположен Епископом Симбирским и Сызранским Никандром в священники в Преображенскую церковь села Чурачики Буинского уезда. 28 июня 1904 г. перемещён в село Средние Тимерсяны Симбирского уезда. 3 декабря 1907 г. перемещён на должность настоятеля домовой церкви при Симбирской чувашской школе. Попечителем Казанского учебного округа назначен законоучителем женского приходского двухклассного училища Симбирской чувашской школы. С этого же времени состоит членом-сотрудником переводческой комиссии Православного Миссионерского общества в городе Казани и членом испытательной комиссии при Симбирской чувашской учительской школе для кандидатов из чуваш на должность псаломщика и дьякона.
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов перестала действовать в 1918 г.
8 декабря 1917 г. благочинный бесприходных домовых церквей города Симбирска Дмитрий Ахматов вместе с протоиреем В.Никифоровым и представителем ремесленного училища осмотрел домовую церковь при Симбирской чувашской школе. 9 декабря 1917 г. он пишет об осмотре Управляющему Симбирской епархией Архиепископу Тихону: ".. .храм находится в таком печальном и беззащитном состоянии, что по моему мнению, его необходимо срочно перенести в приходскую церковь целиком, не исключая иконостаса и даже престола. Строго говоря, в училище есть только алтарь, (не запертый при осмотре), отгороженный деревянными (не запирающимися теперь) толстыми ширмами, примыкающими непосредственно к иконостасу, самой же церкви в сущности нет (подчеркнуто автором). Есть только так называемый церковный зал. Входы в последний при осмотре были не заперты, в нём около иконостаса стоит рояль, здесь же происходят собрания красноармейцев, помещающихся в училище..."
Наиболее ценные церковные вещи были в этот же день вынесены в ближайшую Богоявленскую церковь. Благочинный священник просил быстрее перенести церковное имущество: иконы, ризницу и утварь в ту же приходскую церковь. Значит, к этому времени домовая церковь уже не действовала. Данный документ, хотя и датирован 9 декабря 1917 г., в отметке о принятии документа в Епархиальный совет стоит дата "10 декабря 1918 г.". Документ начинается с фразы: "...Во исполнение резолюции Вашего Высокопреосвященства от 7 декабря сего года...". Резолюция о принятии меры к охране церковно-богослужебного имущества бесприходных церквей г. Симбирска и о передаче означенного имущества в приходские церкви издана Епархиальным Советом 7 декабря 1918 г. Из воспоминаний И.Я.Яковлева известно, что в 1918 г. ключи от церкви находились у И.Д.Дормидонтова. "...Но службы в церкви давно прекратились. На Пасху в этом году служба была лишь в первый день", - вспоминает он. Значит, церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов была закрыта именно в 1918 г.
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов вновь возродилась 1 ноября 1991 г. как приходская церковь. Горожане называют ее чувашской церковью. Богослужение совершается на чувашском и на русском языках. Церковь входит в музейный комплекс зданий Симбирской чувашской школы Государственного историко-мемориального заповедника "Родина В.И.Ленина". Здание арендуется епархией.
Начальник отдела
Государственного архива
Ульяновской области.
Комментари хушас