В дошкольных образовательных организациях дети получают образование на родном языке и учатся уважению к языкам народов России
В Чувашской Республике программы дошкольного образования реализуются в 523 образовательных организациях: в 322 дошкольных образовательных организациях (в том числе 5 негосударственных), и дошкольных группах при 201 школе. Их посещают более 73,9 тысяч детей.
В 226 образовательных организациях (67 ДОУ и группы дошкольного образования при 159 школах) работа с детьми организована на чувашском языке, в 10 образовательных организациях (3 ДОУ и 7 школ) – на татарском языке, в остальных 307 (262 ДОУ и 35 школ) – на русском языке.
В дошкольных образовательных организациях ежегодно проводятся различные мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков и культуры народов России.
Так, например, в целях изучения, развития и сохранения культурного наследия чувашского народа, воспитания патриотизма, толерантности и формирования культуры общения для воспитанников дошкольных образовательных организаций проведен республиканский конкурс-фестиваль «Хунав» («Ростки») по трем номинациям: «Илемлĕ чăваш юрри» («Красива и звучна чувашская песня»), «Асамлă юмах тĕнчи» («Волшебный мир сказок»), «Янра, сăввăм, хыттăнрах» («Звучи, мой стих, сильнее»).
С удовольствием дети участвуют и в мероприятиях на татарском языке «Дуслык бәйрәме» («Праздник дружбы»), Сембелә бәйрәме» ( Праздник урожая), Туган телем – иркә геләм» (Сохраним родной язык).
С целью стимулирования заинтересованности педагогов в повышении своего профессионализма, выявления талантливых, творчески работающих педагогов, создания и расширения методической копилки проведен Межрегиональный конкурс методических разработок «Тăван чĕлхе – пĕлÿ çăлкуçĕ» («Родной язык – источник знаний»). В республиканском конкурсе учителей чувашского языка и воспитателей дошкольных образовательных организаций в 2019 году победила воспитатель чебоксарского детского сада № 203 «Непоседы» Алиса Краснова.
В настоящее время сотрудниками института образования начата работа по переводу книги для развития и книги для развития речи детей дошкольного возраста (по программе «Социокультурные истоки») на чувашский язык, разрабатывается отдельная программа для чувашскоязычных детских садов, которую в 2020 году планируется направить на экспертизу в Минпросвещения России для включения в федеральный реестр.
СПРАВОЧНО. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования), утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. В каждой образовательной организации разработана своя образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
ФГОС дошкольного образования обеспечивает возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации и изучения государственных языков республик Российской Федерации.
В помощь педагогическим работникам, реализующим программы дошкольного образования на родном (чувашском) языке, на базе Чувашского республиканского института образования организуются курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Организация образовательной деятельности на родном (чувашском) языке в дошкольных образовательных организациях». По этой программе в 2017-2019 годах курсы прошли 75 воспитателей.
Чувашским республиканским институтом образования переведен на чувашский язык глоссарий ФГОС дошкольного образования, изданы программа, учебные и учебно-методические пособия:
- Артемьева Т.В., Михайлова С.Г., Иванова И.В. «Ачасене шкулччен вĕрентмелли тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс (тăван мар) чĕлхене вĕрентесси»;
- Артемьева Т.В., Михайлова С.Г. «Чăваш ача садĕнче иккĕмĕш кĕçĕн ушкăнри ачасене илемлĕ литературăпа паллаштарасси»;
- Артемьева Т.В., Михайлова С.Г. «Чăваш ача садĕнче вăтам ушкăнри ачасене илемлĕ литературăпа паллаштарасси;
- Артемьева Т.В., Михайлова С.Г. «Чăваш ача сачĕсенче аслă ушкăнри ачасене илемлĕ литературăпа паллаштарасси.
Первоисточник: Минобразования Чувашия.
Комментари хушас