Миллиарды экономии на централизации госзаказа
Институт централизации государственных и муниципальных закупок был введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закрепленных принципов эффективности и единства закупок, сообщает Российская Газета.
Его плюсы неоспоримы. С внедрением централизации повышается качество закупочной деятельности и эффективность расходования бюджетных средств, снижаются многие риски: от судебных разбирательств до неисполнения контрактов со стороны недобросовестных поставщиков. За счет оцифровки процессов повышается координация и прозрачность работы бюджетных денег, исключается или сводится к минимуму бумажный документооборот.
Сегодня через систему закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд распределяются значительные финансовые ресурсы. Так, по данным Единой информационной системы (ЕИС), в системе госзакупок всего в 2021 году в рамках 44-ФЗ по всем отраслям было размещено более 2,3 млн. извещений общей стоимостью 10,2 трлн. руб.
В целом по России благодаря централизации процесса госзакупок при проведении торгов достигается значительная экономия. В 2021 году суммарная экономия по результатам осуществления госзакупок и закупок госкомпаний составила 476 млрд. рублей.
В условиях санкционного давления сфера государственных и муниципальных закупок приобретает особенную значимость как один из действенных механизмов поддержки российской экономики. Законодательство о контрактной системе постоянно совершенствуется, оптимизируется и процесс осуществления закупок. Государственные и муниципальные закупки проводятся на основе внедрения в закупочную деятельность современных сервисов и решений, передовых информационных технологий.
Путь к ежегодной экономии в 2 млрд. руб.
С недавних пор всеми преимуществами цифровизации закупочного процесса смогли воспользоваться в Чувашии, где за период 2020-2022 гг. удалось полностью цифровизировать и систематизировать закупочный процесс. Эту задачу обозначил Глава Чувашской Республики Олег Николаев, и на тот момент она стала одной из наиболее приоритетных.
"Цифровизация выступает ключевым драйвером развития контрактной системы, позволяет сделать закупочные процессы более прозрачными и эффективными, при этом радикально снижаются издержки, - отмечает руководитель Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам Надежда Колебанова. - Мы обеспечили переход на электронный документооборот между уполномоченным учреждением по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиками, что способствовало снижению коррупционных рисков, позволило значительно сократить сроки проведения закупок и своевременно обеспечить потребности республики в товарах, работах, услугах".
Успешно справились с выполнением задач, обозначенных Главой Чувашской Республики Олегом Николаевым.
На первом этапе в целях автоматизации закупочной деятельности и создания открытого и прозрачного информационного пространства здесь ввели в эксплуатацию "Региональную информационную систему управления закупками Чувашской Республики". Это позволило не только автоматизировать весь закупочный процесс, начиная от планирования, размещения закупок, до исполнения контрактов, но и начать формировать аналитическую отчетность о контрактации бюджетных средств, вести оперативный мониторинг образовавшейся экономии по итогам закупок в разрезе каждого заказчика.
Затем региональную информационную систему интегрировали с официальным сайтом Российской Федерации в сфере закупок zakupki.gov.ru, а также программным комплексом "Бюджет-СМАРТ Про" ИС "Минфин". Все это позволило обеспечить неразрывную связь составления и исполнения бюджета с автоматизацией процесса закупок, автоматизировать контроль и вести оперативный учет осуществления закупок.
Объем госзакупок в республике - порядка 35 млрд. рублей по всем государственным и муниципальным заказчикам. По словам Надежды Колебановой, централизация позволила обеспечить уровень бюджетной эффективности не менее 9 %, при этом ежегодная экономия составляет порядка 2 млрд. руб.
Сейчас в единый процесс автоматизации государственных закупок вовлечены все государственные и муниципальные заказчики Чувашской Республики: уполномоченное учреждение - КУ "Региональный центр закупок Чувашской Республики", Министерство финансов.
"В целях объективности обоснования начальной (максимальной) цены контракта, стандартизации и унификации объектов закупок в информационную систему мы внедрили подсистему "Региональный каталог товаров, работ и услуг", предназначенную для автоматизации формирования типовых описаний закупаемых позиций товаров, - говорит Надежда Колебанова. - Региональный каталог позволил существенно сократить трудозатраты на формирование закупочной документации, повысить её качество и обеспечить оперативность подготовки и публикации извещений".
Региональный каталог уже содержит 17,0 тыс. позиций товаров, которые используются заказчиками при формировании "Технического задания на закупку".
Решен вопрос и с закупками малого объема, налажена работа по переводу закупок в электронный вид, в этой части эффективность закупок составила порядка 300 млн. руб.
1 марта 2022 года в республике завершилась масштабная работа по централизации муниципальных закупок. Начиная с указанной даты, все конкурентные способы закупок, независимо от цены контракта, проводит централизованно КУ "Региональный центр закупок Чувашской Республики".
Таким образом, удалось организовать единую структуру, деятельность которой направлена на решение задач исключительно в сфере развития и функционирования контрактной системы региона, что способствует повышению качества закупочной деятельности.
"Не скрою, что представители муниципалитетов поначалу опасались, что централизация закупок может привести к задержке сроков объявления закупок. Однако благодаря своевременному внедрению передовых информационных технологий в сфере закупок нам удалось в два раза сократить регламентированные сроки подготовки документов о закупке: с 10 дней в 2020 году до 5 дней в 2022 году", - уточняет Надежда Колебанова.
И хотя с момента введения данного механизма прошло около полугода, результаты эффективной деятельности можно наблюдать уже сейчас.
За это время "Региональный центр закупок" осуществил 10,8 тыс. закупок на общую сумму 28 млрд. руб., из них для нужд муниципальных заказчиков - 5,2 тыс. закупок на общую сумму 10 млрд. руб. Эффективность по итогам муниципальных закупок составила 373 млн. руб.
Сэкономленные средства направляются на строительство и ремонт автомобильных дорог, школы и больницы получают дополнительное материально-техническое оснащение, вводятся в строй новые фельдшеско-акушерские пункты. Один из таких модульных фельдшерско-акушерских пунктов был недавно построен в деревне Ближние Сормы Канашского района.
Наибольшую экономию бюджетных средств удалось получить при проведении электронных аукционов и конкурсов на поставку товаров легкой промышленности, товаров бытового назначения, технологического оборудования и компьютерной техники, на оказание образовательных услуг и услуг частной охраны.
При этом по закупкам для муниципальных нужд количество жалоб сократилось в четыре раза. А число обоснованных жалоб по муниципальным закупкам снизилось в 12 раз, что свидетельствует о повышении качества закупочной деятельности при централизации закупок.
"Поставщики у нас принимают участие в торгах на общих основаниях, согласно законодательству. Но если обратиться к статистике, то увидим, что около 75 % в конкурентных процедурах - это наши поставщики, - дополняет Надежда Колебанова. - А если смотреть по категориям, то в тех же закупках по ремонтам - 95 % наших поставщиков, в организации горячего питания - 97 %. Мы постоянно ведем с ними открытый диалог, проводим обучения, разъясняем нюансы, и к ним приходит понимание того, как грамотно планировать свой как материальный, так и финансовый ресурс. Ведь наша цель - повысить эффективность, координацию и прозрачность работы бюджетных денег".
Комментари хушас