Сын фронтовика: «Отец из своих поношенных красных шаровар сшил штаны»
На днях в службу новостей издательского дома «Хыпар» обратился 86-летний житель пос. Вурнары Павел Антонов. Сразу же отметим, бодрый и симпатичный, стройный и ухоженный мужчина выглядит намного моложе своих лет. В издательский дом «Хыпар» Павел Антонович заглянул для того, чтобы рассказать о своем отце, Антоне Петровиче Петрове (на фото).
Как стало известно службе новостей издательского дома «Хыпар», Антон Петрович родился в 1904 году в деревне Хорнзоры Вурнарского района Чувашии. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 20 лет был призван на военную службу, направлен в город Кушка Туркестанской области. Был назначен младшим командиром Рабоче-крестьянской Красной армии. Воевал с басмачами, устанавливал советскую власть в Туркменистане.
«Рассказывал, что было очень тяжело. Погода стояла очень жаркая, страдали от нехватки воды и продуктов. Из-за частых песчаных бурь было трудно дышать, лошади проваливались в песок», – поделился воспоминаниями отца Павел Антонович.
После демобилизации уроженец вурнарской земли вернулся домой. В 1931 году купил маленький домик, женился, стал работать в колхозе.
Дети вчерашнего младшего командира частенько надевали отцовскую буденовку и играли в «войну». Когда пришло время пойти Павлу в первый класс, отец из своих поношенных красных шаровар сшил штаны. «Одноклассники смеялись надо мной, а я плакал», – вспоминает гость ИД «Хыпар» свое детство. Позже ему сшили штаны из домотканного материала.
В 1939 году Антона Петровича призвали на войну с Польшей, освобождал Западную Украину и Белоруссию. В 1940 году участвовал на финской войне. «Из деревни уехали с Филимоном Шашковым», – помнит Павел Антонович проводы отца на войну. А еще в памяти восьмилетнего мальчишки запечатлелись слова отца о том, что он «устал от этих военных дел. В деревне много здоровых мужиков, их не тревожат. А я ещё и дом не достроил». А Филимон ему ответил: «Мы же командиры РККА, знаем, что такое война. Молодые мужики ружье в руках не держали, воевать не умеют».
«После финской войны отец отнес свою шинель в военкомат, отрезав красные петлицы на воротнике. Видимо, надеялся больше в войне не участвовать», – рассказал Павел Антонович. Но началась Великая Отечественная война. В августе Антон Петрович опять был призван на военную службу и больше не вернулся. Он попал в Лениградскую область. Вскоре семья получила посылку с его гражданскими вещами. В кармане пиджака была маленькая записка. Затем получили еще одно письмо, где глава семьи сетовал на «ужасный голод» и просил, если есть возможность, послать сухарей. Супруга приготовила сухари, но посылку в Ленинградскую область не принимали. 22 февраля 1942 года Антон Петров умер в передвижно-полевом госпитале № 815 от ранения.
14 марта родился его младший сын. Супруга бойца осталась с 5 детьми. Старшему ребенку, Павлу Антоновичу, приходилось работать наравне с взрослыми. Постоянное чувство голода, холодную избу Павел Антонович помнит до сих пор. И ему очень горько, что дети фронтовика не являются членами семьи участника войны. «Хотя, сами видите, отец был участником 4-х войн. Но никаких льгот и никакой помощи от государства не имеем. А кто не погиб во время войны, вернулся домой, им государство все компенсирует. Даже их дети, внуки причисляются к участникам войны и получают все льготы, компенсации, помощь от государства. Я, старший сын, служил на корабле Северного флота более 4-х лет, почти столько же длилась Великая отечественная война. Очень обидно, что государство к нам так несправедливо относится», – поделился с нами сын фронтовика, относящийся к так называемой категории «дети войны».
PS. В службу новостей издательского дома «Хыпар» 23 апреля Павел Антонович принес еще одну фотографию, где изображена семья погибшего участника ВОВ Антона Петрова. На фотографии от 10 мая 1953 года запечатлены супруга Антона Петрова Наталия Афанасьевна и дети Петровых.
Служба новостей издательского дома «Хыпар» обратилась в Министерство труда и социальной защиты Чувашии с просьбой прокомментировать сетования сына фронтовика и рассказать о мерах социальной поддержки членам семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
В ответе за подписью заместителя министра Ларисы Арсентьевой подробно описаны нормы законодательства, касающиеся вышеупомянутой категории. «Предоставление мер социальной поддержки взрослым детям погибших участников Великой Отечественной войны возможно только при признании их инвалидами с детства» - таков краткий итог ответа. Но, как выяснилось, «действующими нормативными правовыми актами РФ категория «дети войны» не установлена. Вместе с тем, действующее законодательство выделяет различные категории льготников, которых можно отнести к «детям войны». Например, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период войны 1941-1945 гг. В числе тружеников тыла и ветеранов труда также было немало подростков, которые самоотверженно трудились в тылу в годы войны. Федеральным законом «О ветеранах» определена категория нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, состоявших на иждивении у погибшего (умершего) на момент его гибели, получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение), которую также можно отнести к категории «дети войны». Немалая часть граждан, чье детство пришлось на годы войны, достигли пенсионного возраста и получают меры социальной поддержки как ветераны труда Чувашской Республики. Все вышеуказанные категории граждан в настоящее время имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ либо Чувашии».
Комментари хушас