Тантăш 47 (4867) № 30.11.2023
«Умнее всех» шоура çĕнтернĕ
Етĕрнери 1-мĕш гимнази вĕренекенĕ Саша Калашников «Пятница» телеканалти «Умнее всех» телевикторинăра çĕнтернĕ. Тина Канделаки продюсер ертсе пыракан кăларăмпа нумайăшĕ паллашма ĕлкĕрчĕç пулĕ. Ăна иртнĕ эрнере, чӳкĕн 23-мĕшĕнче, эфира кăларчĕç. Çак кунсенче Мускавра пысăк çитĕнӳ тунă çĕнтерӳçĕпе хăйĕнпе çыхăнма май килчĕ.
АМĂШĔШĔН КĔТМЕНЛĔХ ПУЛНĂ
«Умнее всех» телекăларăма курнă хыççăн Сашăн та хутшăнас кăмăл çуралнă. Арçын ача телеканал сайтне кĕнĕ те çыру вĕçтернĕ. Вăл çакăн пирки никама та, ашшĕ-амăшне те, шарламан. Хăйĕнпе паллаштаракан видеона та пĕчченех ӳкерсе янă. «Эпĕ Етĕрнери больницăра узист врачра тăрăшатăп. Ĕçреччĕ, тăрук Мускавран шăнкăравларĕç. «Сирĕн ывăла Саша Калашникова «Умнее всех» телекăларăма суйласа илтĕмĕр», — терĕç. Тĕлĕннипе кайса ӳкеттĕм. Ку маншăн чăннипех те кĕтменлĕх пулчĕ», — каласа кăтартрĕ амăшĕ Русина Михайловна.
«ЭПĔ КУ ШОУРА ÇĔНТЕРЕТĔП»
Пĕрремĕшпе иккĕмĕш тур витĕр ăнăçлах тухнă Саша. Анкета тултарнă, кайран видеоçыхăну урлă ыйтусене тĕрĕс хуравланă. Виççĕмĕш тур Хусанта, Сочире тата Мускавра иртнĕ. Калашниковсем çывăхри хулана суйласа илнĕ. Хусанти кастинга Раççейĕн тĕрлĕ кĕтесĕнчен 400 ача хутшăннă. Вĕсенчен виççĕшне çеç суйласа илнĕ. Паллах, çĕнтерӳçĕсенчен пĕри — Саша. Çакăн хыççăн тин Мускава, «Пятница» телеканала чĕнсе илнĕ. Арçын ача унта ашшĕ-амăшĕпе пĕрле кайнă. «Эпĕ ку шоура çĕнтеретĕп. Чăнах та çĕнтеретĕп», — пĕр иккĕленмесĕр калама тытăнчĕ Саша. «Ан кала апла, юрамасть ун пек», — чартăм хайхине. Вăл çавах: «Эпĕ çĕнтеретĕпех», — терĕ çирĕппĕн. Пăлханни те курăнмарĕ ун çинче. Хăйне питĕ лăпкă тытрĕ, тăван шкулти пек. Ман кăна чун вырăнта марччĕ», — аса илсе калаçрĕ Русина Михайловна. Паллах, шоуна килнĕ ачасен ашшĕ-амăшне унта кĕртмен. Вĕсем уйрăм залра ларнă. «Манăн аннене тепĕр тура тухнине питĕ пĕлтерес килетчĕ. Вăл унта пăлханнине пĕлетĕп. Темиçе те ыйтрăм, анчах та кăлармарĕç», — телеканалти самантсене аса илчĕ Саша. «Умнее всех» телевикторинăна Раççейĕн тĕрлĕ кĕтесĕнчен маттур та талантлă 12 ачана суйласа илнĕ: Мускавран, Питĕртен, Таганрогран, Хусантан, Дон çинчи Ростовран, Пермьрен тата ытти хуларан. <...>
Елена АТАМАНОВА.
♦ ♦ ♦
Слет незабываемые впечатления
В рамках национального проекта «Образование», с сентября 2021 года в нашей стране реализуется программа «Орлята России». Она направлена на формирование социально значимых ценностей у молодежи. Данная программа обČединила под своим крылом уже более 3 миллионов ребят и педагогов по всей стране.
Слеты «Орлят России» – это отличная возможность расширить круг своих знаний, приобрести навыки, полезные для выстраивания наиболее эффективной коммуникации с детьми. Младшие классы – важный период в жизни каждого школьника. Именно в это время ребята получают навыки социализации и общения со сверстниками, формируется их социальная идентичность. Дети учатся работать в команде, отстаивать личные границы, умению договариваться с разными по характеру, возрасту и статусу людьми. Особо ценно для ребенка в этот период чувствовать поддержку взрослых.
По всей стране от Владивостока до Ставрополя проходят окружные слеты, на которых педагоги обсуждают планы дальнейшей работы. Участники слетов – советники директоров, преподаватели начальных классов, заместители директоров по воспитательной работе и старшеклассники.
18 ноября Самарская область приняла делегации из 16-ти регионов Приволжского федерального округа, которые прибыли для участия в очередном слете «Орлят». Делегация Чувашской Республики в составе Большесундырской школы им. В. А. Верендеева Моргаушского округа, 61-й школы города Чебоксары, 12-й школы города Новочебоксарска, Новобайбатыревской школы Яльчикского округа приняла активное участие в данном слете.
В течение нескольких дней представители из Чувашии налаживали горизонтальные связи, делились и перенимали опыт, усовершенствовали командную работу. Как рассказывают сами герои, дни выдались насыщенными и яркими. Во второй день для старшеклассников и советников директоров была организована выездная практическая сессия, которая состоялась в «Кванториуме» Самарского государственного социально-педагогического университета. В ходе работы второго дня ребята приняли участие в станционной игре и получили фирменные презенты, а советники познакомились с возможностями сотрудничества с университетами в педагогической деятельности. Приятным бонусом стал невероятный спектакль Голограмма «Балет». <...>
Ангелина ПЫРКИНА.
♦ ♦ ♦
Мой наставник в совете обучающихся
2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Но, к сожалению, так быстро летят месяца, недели, дни, и мы уже приближаемся к концу 2023 года. Осталось так мало времени, и мы вот-вот ворвемся в новый 2024 год. И пока этот год – Год педагога и наставника – еще не завершился, хочу рассказать про своего любимого учи- теля и одного из лучших наставников в моей жизни.
Да, во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «Что посеешь, то и пожнешь». Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково – это специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие могут получить совет. Все характеристики определения как нельзя точно выражают деятельность моего наставника в сфере медиа – Марии Шоклевой – руководителя детского Медиа-центра «Куча мала!». Она – мой источник вдохновения и поддержки. Встречи с ней во время уроков – это поистине ценные моменты, когда я могу обсудить свои идеи и проекты, при этом получить конструктивную обратную связь и рекомендации по их реализации. Она профессионал своего дела, являющийся одним из сильнейших лидеров. Мария Владимировна не только делится своим опытом, но и учит быть ответственным и инициативным человеком. Несмотря на свою загруженность, она находит время, чтобы выслушать каждого. Она не только решает сложные проблемы, но и мотивирует своих учеников действовать и достигать успехов. Помогает формировать идеи, участвует в обсуждении планов или программ, предлагает что-то новое и актуальное. Благодаря ее содействию, мы видим свои результаты, рост как коллектива, так и индивидуума. Мой наставник – настоящий пример для подражания и вдохновения. Опыт и мудрость Марии Владимировны помогают мне стать лучше, а благодаря поддержке и доверию, я не опускаю руки и иду только вперед. Она уверена, что я добьюсь высоких результатов во всех начинаниях, поэтому верю в себя. Бесконечно благодарна Марии Владимировне за все ее старания и знания, которые она дает. Благодаря ей, я знаю все тонкости работы перед камерой, встретила креативных ребят, у которых могу научиться чему-то новому и поделиться своими знаниями с ними. Нелегко заслужить добрую славу, но еще труднее сохранить ее на долгое время. И в этом отношении Мария Владимировна верна себе: она щедра на помощь, как и всегда. Многие в наше время активно занимаются самообразованием. И мой наставник не исключение. Мария Владимировна совершенствует свой профессиональный уровень на разных мероприятиях, курсах, лекциях. Она является примером для многих, постоянно изучая новые темы, читая книги и следя за новыми тенденциями в сфере медиа. Мария Владимировна самообразовывается не одна, она регулярно рекомендует нам интересные и полезные ресурсы, конкурсы, форумы, которые помогают нам расширять свои знания и умения. <...>
Карина ЧЕРНОВА. Чебоксары, 54-я школа.
♦ ♦ ♦
Необитаемый остров
Однажды летом мы с семьей поехали отдыхать на море. Каждый день купаться и нырять в одном и том же месте было не очень интересно, поэтому я арендовал лодку. Мне хотелось подплыть к ближайшим скалам и понырять там. Исполнив задуманное, я снова забрался в лодку и хотел вернуться обратно, но так утомился, что усталость сморила меня. Я решил чуть-чуть отдохнуть и не заметил, как вздремнул.
Видимо, я забыл бросить якорь, и судно унесло течением в открытое море. Когда я наконец проснулся, то обнаружил, что лодку прибило к острову. Я ужасно испугался, но не потерял самообладания. Во-первых, я решил проверить, куда же меня прибило течением. Я выволок лодку на берег и пошел обследовать остров. С собой у меня были бутылка воды, пара бутербродов с сыром, пара яблок, маска с трубкой для ныряния, ласты и перочинный нож. Ну и еще то, что было на мне: шорты, футболка и кепка. И даже телефон я с собой не взял... Пройдя немного вдоль берега, я не обнаружил никаких признаков обитания людей на этом островке. Было уже поздно, я устал, решил не паниковать, а отдохнуть как следует и на утро принять решение, как вернуться домой. Я соорудил небольшой шалаш, съел свои бутерброды, выпил немного воды и улегся спать. Утром первое, что мне нужно было сделать – это попытаться подать сигнал бедствия, ведь мои родные должны были меня искать. Из камней и палок на максимально открытом месте прибрежной полосы я выложил сигнал бедствия SOS. Теперь, чтобы продержаться, мне нужно было найти себе воду и какую-то еду. Я пошел вглубь острова и нашел там небольшой источник воды. Ура, смерть от обезвоживания мне уже не грозила! По пути я приметил кокосовые пальмы. Но добраться до орехов было непросто. Я решил, что займусь этим завтра. А сейчас мне предстояло разжечь небольшой костер, ведь ночью мне было довольно прохладно. Я собрал сухую траву и ветки, а затем при помощи маски, используя ее как линзу, разжег костер. Из еды у меня остались только яблоки, но зато была вода. Я нашел бревно и подбросил его в костер, оно должно было гореть всю ночь. На следующий день я отправился добывать кокосы. Это было непросто – пальмы были высокие, и я не раз сћезжал со ствола вниз. Но в итоге мои старания увенчались успехом, я смог забраться и сбил сразу три кокоса. Теперь их нужно было разбить. Я очень долго трудился над этим. И наконец у меня появились питательные молоко и орех! Этой ночью мне было не так голодно и холодно. Но почему же меня до сих пор никто не нашел? Надо было выбираться самому! И я решил получше обследовать остров и найти подходящее дерево, чтобы сделать себе подобие весла, ведь мои унесло течением, пока спал. Я обошел прибрежную полосу, и в километре от места своей высадки на берегу нашел одно из весел и несколько пустых пластиковых бутылок. Затем сделал запасы воды. Ночью по звездам я определил, в каком направлении мне нужно было отплыть от берега, чтобы вернуться обратно. Но мне все же почему-то было страшно покидать этот остров. Все еще надеялся, что меня найдут. Вечерами на берег выползали крабы, я ловил их и жарил на костре – было невероятно вкусно. Решил набрать побольше хвороста, сухих веток и в ночи разжечь огромный костер в надежде на то, что он привлечет внимание спасателей. <...>
Егор БЕЛКОВ, 6-ой класс. Чебоксары, 54-я школа.
♦ ♦ ♦
Аннерен хакли çук
Манăн аннене Татьяна тесе чĕнеççĕ. Вăл Энтепе ялĕнче, йышлă çемьере çуралса ӳснĕ. Чи асли пулнă май, кукамайпа кукаçие кил-хуçалăхра пулăшнă. Шăллĕсемпе йăмăкĕсене шкула леçнĕ, каçхине пĕрле урок тунă.
Паян та анне вĕсемшĕн ырă тĕслĕх вырăнĕнче. Пĕртăванĕсем унран сĕнӳ- канаш ыйтаççĕ, унпа тĕрлĕ ыйтăва сӳтсе яваççĕ. Çывăх çыннăм ачасене юратать, çавăнпа вăл хăйĕн пурнăçне вĕрентекен профессийĕпе çыхăнтарнă. Шкулта 27 çул ĕçлет. Анне — вырăс чĕлхипе литературин вĕрентекенĕ. Класс ертӳçи пулнă май, ачасене тивĕçлĕ воспитани парассишĕн тăрăшать. Унăн вĕренекенĕсем республика, Раççей шайĕнчи конкурссемпе олимпиадăсенче малти вырăнсене тивĕçеççĕ. Анне хăйĕн пĕлĕвне яланах ӳстерет: тĕпчет, вулать, шырать. Конкурссене хутшăнса палăрать. Хăй те тĕрлĕ тупăшу ирттерет. <...>
Карина МИХЕЕВА. Елчĕк округĕ, Кушкă шкулĕ.
Материалсемпе туллин паллашас тесен...