Тантăш 38 (4858) № 28.09.2023
«Кĕвве кашни кун ытларах та ытларах юрататăп»
Пулаççĕ-çке мĕн пĕчĕкрен пултаруллă, çитĕнÿ хыççăн çитĕнÿ тăвакан, пур çĕре те ĕлкĕрме мехел çитерекен ачасем. Шупашкарти В.П.Воробьев ячĕллĕ 2-мĕш ача-пăча музыка шкулĕнче пĕлÿ пухакан Паша Пономарев ача садĕнченех музыкăна юратать. Фортепиано каласси пултаруллăскерĕн пурнăçĕнче тĕп вырăн йышăнать. Асамлă юрă-кĕвĕ тĕнчи ăна киленÿ кÿрет, савăнăç парнелет, çитĕнÿ хыççăн çитĕнÿ тума май парать. Паллах, çакă ăна гимназире те малалла ăнтăлма, тата та тăрăшса ăс пухма хавхалантарать.
Ашшĕн çулĕпе
Пашăн ашшĕ те 7 çул таранах музыка шкулĕнче вĕреннĕ. Ывăлĕ те ăнах хывнă пулмалла. Пономаревсем арçын ача ултă çулта чухне асăннă музыка шкулĕн хатĕрленÿ уйрăмне кайса пăхма тĕв тунă. Пашăна юрă-кĕвĕ тĕнчи питĕ килĕшнĕ. Пĕрремĕш кунах çунат хушса таврăннă килне. «Ыран та кайăпăр-и унта?» — ашшĕ-амăшĕн аллинчен урампа çавăтăнса утнă май чĕвĕлтетнĕ арçын ача. «Чи малтан эпир тăватă çул вĕренмелли программăна суйларăмăр, кайран шкул комиссийĕ сакăр çул вĕренмелли çине куçма ыйтрĕ. Килĕшрĕмĕр. Паллах, эпĕ çакăн çине урăх енчен пăхрăм. Фортепиано калани ачан пуç мимине аталантарма пулăшать, çĕнĕ нейрон çыхăнусене йĕркелет. Паша музыка шкулне çÿреме тытăннишĕн хăйĕнчен те ытларах савăнтăм», — каласа кăтартать амăшĕ Людмила Валерьевна. Çĕннине пĕлесшĕн Шупашкарти 5-мĕш гимназире шĕкĕр «5» паллăпа пĕлÿ пухакан Паша ку таранччен кашни вĕренÿ çулне Хисеп хучĕпе вĕçленĕ. Хăй ăс пухакан вĕренÿ заведенийĕнчи пĕр мероприятирен те юлмасть вăл. Бассейнра ишме юратнă май ăмăртусене хутшăнса малти вырăнсем йышăнать, шкул чысне олимпиадăсенче хÿтĕлет. Вăл яланах çĕннине пĕлме çунать. Ăна пуринчен ытла математикăпа çыхăннă кĕнекесем, илемлĕ литература, классика килĕшет. «Приключения Васи Куролесова», «Тысячелетний мальчик», «Шесть миллионов моих шагов» — унăн юратнă кĕнекисем. Республика шайĕнчи пысăк мероприятисенчен те айккинче юлмасть Паша. Чăваш Енре Телейлĕ ачалăх çулталăкне уçнă çĕре те хутшăннă вăл. «Астăвăм çурти» патриотизм акцийĕнче тата ытти чылай çĕрте хастарлăх кăтартнă. <...>
Елена АТАМАНОВА
♦ ♦ ♦
«Ощутил бурю положительных эмоций»
Патриотическое воспитание формирует у детей и подростков систему гражданских ценностей, развивает критичность мышления и широту кругозора, способствует признанию равноправия и равноценности различных точек зрения. Оно делает человека способным защищать свое Отечество и принимать ответственность за свои слова, решения, поступки. Работа с молодежью в сфере патриотического воспитания широко и качественно реализуется в нашей республике. Ребята учатся в кадетских классах, являются юнармейцами и членами школьных поисковых отрядов. Среди таких одаренных детей и герой нашего сегодняшнего номера – Илья Якимов.
Участник проекта «Непокоренные»
Илья учится в 22-ой школе имени Героя РФ Н.Ф. Гаврилова города Чебоксары. Юноша – кадет и по совместительству юнармеец отряда «Юнармия». Каждодневные тренировки и репетиции, сборка и разборка автомата, строевая подготовка, легкая атлетика… – являются неотĕемлемыми частями его насыщенной школьной жизни. Илья с большим удовольствием и интересом принимает участие во многих всероссийских, республиканских, городских конкурсах и соревнованиях, выезжает на разные фестивали, слеты и форумы. Вот и сейчас он передает большой привет в нашу солнечную Чувашию из города-героя Волгоград! «Сейчас я являюсь участником Международного проекта «Непокоренные», который стартует 1 октября в Волгограде и продлится до 14 октября. В рамках проекта 100 отобранных из России и стран СНГ активистов отправятся в 9 российских южных городов и побывают на Кавказе. В проекте участники познакомятся с традициями, культурой регионов России, пройдут по первому в Европе иммерсивному маршруту «Партизанская тропа» и высадят «Сады дружбы» с представителями регионов», – делится с нами молодой человек. Международный проект «Непокоренные» 2023 года направлен на укрепление дружбы и гармонизацию отношений молодежи стран СНГ и является логичным развитием и улучшенной версией Международного проекта «Непокоренные», состоявшегося в России и Белоруссии в 2022 году, поддержанного Фондом Президентских Грантов. Основными задачами проекта станут развитие молодежной дипломатии между народами России и СНГ, вовлечение иностранных граждан в проекты с элементами мягкой силы для формирования позитивно настроенной к России молодежи в СНГ, преодоление мифов о стране и национальностях, трансляции, даже после окончания проекта, суверенной, исторической, культурной позиций России через молодежные каналы, создание привлекательного образа России – как места социального развития для молодежи всех стран. <...>
Ангелина ПЫРКИНА
♦ ♦ ♦
Любимые учителя-наставники
Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить эту способность не просто. Кем быть? Данный вопрос рано или поздно встает перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой – физиком, третий – геологом, четвертый – хирургом, а я хочу быть учителем. Учитель, педагог, наставник – это, скорее, призвание.
Эта профессия привлекает меня, прежде всего, своей гуманностью и благородством. Я думаю, чтобы стать учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. По моему мнению, быть педагогом – значит быть человеком творческим, с индивидуальным характером, постоянно стремящимся к тесному контакту с учениками. Педагог – это личность с богатым внутренним миром и нескончаемой жизненной энергией. Моим первым учителем была Ольга Спинова. Я как сейчас помню свое первое впечатление от встречи с ней. Ее уроки были интересными и увлекательными. И каждый день я узнавала что-то новое и полезное для себя. Мне не было скучно на занятиях потому, что Ольга Николаевна всегда находила интересные и более сложные задания для тех, кто уже усвоил новый материал. На уроках математики она учила нас не просто решать, а размышлять логически. Ведь это так пригодится в старших классах. Русский язык и чтение – были действительно уроками жизни, мысли, творческой работы. Наша учительница всегда старалась понять детей и оказать поддержку. Быть настоящим учителем – это талант. Ведь он должен уметь передавать свой опыт, знания детям. Наверное, каждому преподавателю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. Самой главной радостью является благодарность детей. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Нашим классным руководителем и учителем истории и обществознания стала Юлия Волкова. Она прекрасный учитель, замечательный человек. Всегда нас понимает, очень вежливая, доброжелательная, внимательная. Юлия Владимировна умеет пробуждать в нас потребность учиться, поддерживает и приободряет в трудную минуту. Иногда мне кажется, что сейчас учительское терпение лопнет, а глядишь – нет, она опять шутит. Я считаю, что мы все должны понимать, как учителям с нами нелегко. Пройдут годы. Многое изменится. Я стану взрослой, овладею любимой профессией. Юлия Владимировна, наверное, уйдет на заслуженный отдых, но я обязательно вернусь в родную школу, в класс, где мы сидели за партами, учились у нее умению быть человеком, общаться и вести себя хорошо. Нам очень повезло с нашим классным руководителем. <...>
София ЦЫГАНОВА
Материалсемпе туллин паллашас тесен...