Эффект ключевой ставки: жители Чувашии активнее сберегали, чем брали кредиты
В апреле и мае 2025 года в большинстве субъектов федерации наблюдался сдержанный подъем потребительского спроса. Граждане стали менее охотно приобретать товары длительного пользования, такие как автомобили, бытовая техника и другие подобные изделия. Тем не менее, увеличение внутреннего туризма привело к росту посещаемости заведений общественного питания, включая кафе и рестораны. В общей тенденции население предпочитало откладывать деньги, а не расходовать их. Об этом сообщается в очередном выпуске доклада Банка России «Региональная экономика: комментарии ГУ».
В Чувашии тенденции были похожи на общероссийские — рост спроса в основном наблюдался в сфере услуг. Весной люди чаще ходили в кафе и рестораны, в то же время сократили крупные покупки.
Кроме этого, как и в стране в целом, жители Чувашии предпочитали сберегать. Так, на начало мая 2025 года сумма средств во вкладах и на счетах граждан в банках (без учета средств на счетах эскроу) на территории республики выросла за год почти на 29%, превысив 313 млрд рублей. Одновременно жители Чувашии меньше брали кредиты. Кредитный портфель граждан на 1 мая снизился на 2% за год, до 249 млрд рублей. Причем уменьшение наблюдалось как в потребительском, так и в ипотечном кредитовании.
Максим ФРОЛОВ, управляющий ОтделениемНБ Чувашская Республика ВолгоВятского ГУ Банка России:
- Потребительская активность людей меняется вслед за решениями Банка России по ключевой ставке. В условиях высоких ставок выгоднее отложить крупную покупку в кредит и накопить нужную сумму в банке. Более плавный рост спроса помогает производителям быстрее перестроиться под него, что сдерживает рост цен. По прогнозу Банка России, инфляция вернется к целевому уровню в 4% к 2026 году.
Данные доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ» учитывались руководством Банком России при принятии решения по ключевой ставке 6 июня 2025 года. Специальные темы доклада также объясняют, почему в разных регионах цены растут поразному, как изменились перевозки товаров внутри страны и как развивался внутренний туризм.