Тантăш 50 (4870 № 21.12.2023
Вулавăшра тунсăхлама вăхăт çук
Ачасем, эсир вулавăша вулавăша час-часах çÿретĕр-и? Хăвăр паллашнă аллашнă кăсă- клă кĕнеке е хайлав пирки кай- ран юлташăрсене лташăрсене, пĕрле вĕрене- кенсене, килте аçăр-аннĕре каласа паратăр пулĕ? Республикăри еспубликăри ача- семпе çамрăксен амрăксен библиотекинче библиотекинче халĕ, кĕнекесемпе кĕнекесемпе туслашнисĕр туслашнисĕр пуçне, мĕн кăна тума майçук. Ну- май пулмасть улмасть кунта вулав лабора- торийĕ уçăлчĕ. Çак ятпа ачасене ЧР культура ультура министрĕн инистрĕн пĕрремĕш ĕрремĕш çумĕ Татьяна Татьяна Казакова Казакова, Раççей патшалăх атшалăх ача-пăча библиотекин библиотекин директорĕн иректорĕн çумĕ Илья Гавришин авришин, ЧР ачасен прависене прависене хÿтĕлес енĕ- пе ĕçлекен уполномоченнăй уполномоченнăй Алев- тина Федорова едорова саламларĕ аламларĕç. Лабораторин абораторин тĕллевĕ: вырăс тата чăваш çырулăхĕн ырулăхĕн историйĕпе историйĕпе тата юма хĕсемпе паллаштарасси аллаштарасси. Кунта хăйне евĕрлĕ лапамсем апамсем ĕçлеççĕ: «Вырăс çырулăхĕн рулăхĕн историйĕ сторийĕ», «Вырăс халăх юмахĕсем махĕсем», «Пирĕн таврари юмахсем». Унсăр пуçне кĕнекесем ĕнекесем валли ятарлă çÿлĕксем те вырнаçтарнă.
ХУРĂН ХУППИ, ЧУЛ ÇИНЧЕ ÇЫРНИСЕМ, АСАМЛĂ ЯПАЛАСЕМ Кашни лапам хăйне евĕрлĕ экспонатсемпе, вырăс, чăваш çырулăхĕн историйĕ пирки калакан япалапа пуян. Кунта хурăн хуппи, чул çинче шăрçаланă авалхи çырусемпе паллашма, вырăс тата славянсен пĕрремĕш алфавитне, сас паллисем пирки кăсăклă материалсем курма май пур. «Пирĕн тăрăхри юмахсем» инсталляцире чăвашлăхпа тата вырăс халăхĕпе çыхăннă хатĕрсене курма пулать. Кунта тĕрленĕ ал шăлли, чăваш наци çи-пуçĕ, капăрлăхĕ тата пусмасем пур. Пирĕн халăх юмахĕсенчен илнĕ асамлă япаласене те вырнаçтарнă: тĕлĕнмелле мăйрака, кăвакал, асамлă çĕрĕ, ялккас çĕлĕк, асамлă пуртă, арча тата ытти те. ТĔРЛЕÇÇĔ, МУЛЬТФИЛЬМ ŸКЕРЕÇÇĔ Хăнасем çитнĕ тĕле лапамсем ĕçлеме те пуçланăччĕ. Акă Шупашкарти 20-мĕш шкулта технологи учителĕнче тăрăшакан Ольга Суль чăваш тĕррипе ăсталăх класĕ ирттеретчĕ. Чăваш тумĕллĕ хĕрачасем алла йĕппе çип тытса ятарлă ÿкерчĕкрен пăхса тĕрлеме тытăннăччĕ. <...>
Татьяна ИШМУРАТОВА
♦ ♦ ♦
«Быть археологом, поисковиком — очень интересно»
Ученик 8-го класса 39-ой школы города Чебоксары Павел Петров — разносторонняя личность. Он развивается в направлении как, военно-историческая память, патриотическое воспитание, а также является волонтером, членом Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Сегодня речь пойдет о патриотическом воспитании и о военноисторической памяти.
— Началось это в 2022 году, когда меня пригласили в военно-патриотический клуб «Гвардеец» нашей школы под руководством Ирины Архиповой. Тогда, да и сейчас была интересна история, но большая любовь проявилась, когда мы вместе с нашим отрядом выехали на первые археологические раскопки в Первую Чебоксарскую городскую больницу имени П.Н. Осипова на улице Константина Иванова. Сначала мы думали, что там ничего не найдем, но ошибались. А в итоге нашли старинные вещи 17-20 веков. После этого у меня все больше и больше стало интереса к истории и буквально через два месяца после поездки на фестиваль мы с моим другом Данилом Митюковым сделали презентацию «Салтак ачине ăсатнă кун» ªПроводы в армиюº и проводили ее по всей школе, — вспоминает Павел. Нынешний год у юноши начался с поездки в город Казань на Всероссийскую школу поисковика «Поисковый фронт». И этот период Павел рассказывает с удовольствием. — Там все было интересно, лекторы рассказывали, как правильно вести поисковые работы, заполнять протоколы, работать с сайтом поискового центра и многое другое. Было очень интересно и понятно, — говорит он. А в июле этого же года их отряд из трех человек, в составе которого были Данил Митюков, Сергей Самородов и сам Павел, поехал в небольшую археологическую экспедицию в Заволжье под названием «Чебоксарский городок». Вместе с ним был и их руководитель — Ирина Архипова. Тогда они попробовали жить в палатке, а также научились правильно убирать слои, работать с металлоискателем, работать в отвале, документировать различные вещи. <...>
Ангелина ПЫРКИНА
♦ ♦ ♦
Моя мечта – быть педагогом!
Профессия рофессия педагог педагог – это огромные громные усилия, труд и большая ответственность ответственность. Он передает ередает свои знания и часто становится становится примером примером для подражания одражания, наставни наставником, а в каких-то моментах оментах – близким другом. Для меня самый лучший учитель – это тот, который любит свое дело и никогда не останавливается в своем развитии на протяжении всей жизни. Этот момент еще больше очаровывает и заставляет восхищаться людьми данной благородной и почетной во все времена профессии. Я с раннего детства мечтаю стать учителем. И много раз задумывалась над тем, осуществимо ли это? Многие считают, что мечта должна оставаться неисполнимой мечтой... Но, когда дело касается ребенка, слово «неисполнимо» совсем не подходит! Я считаю, что дети не видят преград на пути к своей мечте и идут к ней с открытым сердцем, энтузиазмом, смело преодолевая трудности. Самым ярким примером для подражания для меня стал мой первый и до сих пор самый любимый учитель – Вера Андреевна. Это человек с чутким сердцем и доброй душой, она строгая, но справедливая, но в то же время заботливая и нежная. На ее примере я поняла, что учитель должен быть честным, милосердным, благородным, терпеливым, воспитанным, умным и, конечно же, великодушным человеком. И когда речь зашла о выборе профессии в этом году, у меня не было ни капельки сомнений, что я обязательно исполню свою мечту – стану педагогом! <...>
Диана САРАФАНОВА
Материалсемпе туллин паллашас тесен...