В 2017 году на гранты для НКО из федерального бюджета выделено свыше 4,3 миллиарда рублей
3 апреля 2017 года Президент России подписал Распоряжение № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».
«Предоставить Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества субсидию, предусмотренную в федеральном бюджете на 2017 год, в размере 4,32 млрд руб. на проведение конкурсов и предоставление по их результатам грантов президента РФ некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина», — говорится в документе.
Фонд-оператор с участием Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества проведут до 15 декабря 2017 года два конкурса среди некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность по следующим направлениям:
• социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
• охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
• поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
• поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 311 Федерального закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
• поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;
• поддержка проектов в области культуры и искусства;
• сохранение исторической памяти;
• защита прав и свобод гражданина, в том числе защита прав заключенных;
• охрана окружающей среды и защита животных;
• укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;
• развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;
• развитие институтов гражданского общества.
_____________
Новая система распределения президентских грантов предполагает несколько уровней принятия решения о выдаче гранта, а решающее слово получит координационный комитет из 30 общественников под руководством первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергея Кириенко. В него войдут главы грантооператоров, которые стали учредителями Фонда президентских грантов по развитию гражданского общества.
По словам генерального директора Фонда президентских грантов Ильи Чукалина фонд – это элемент системы управления президентскими грантами, которая призвана обеспечить условия для поддержки большего числа общественных инициатив на основе прозрачных и понятных правил и процедур. Это предполагает и единый набор критериев, и общую методологию оценки проектов, и дифференцированный подход к экспертизе в зависимости от запрашиваемого размера гранта.
Планируется сформировать экспертные советы по 12 направлениям поддержки, определенным в распоряжении президента, и объединенный экспертный совет, который рассматривает результаты экспертизы, проведенной по каждому направлению, готовит итоговые предложения по перечню победителей конкурса. И уже третий, высший уровень — координационный комитет — рассматривает результаты конкурса и согласовывает финальный список победителей. На каждом уровне предусматривается механизм предотвращения конфликта интересов. Координационный комитет образует объединенный экспертный совет, но члены координационного комитета не могут входить в объединенный экспертный совет.
Процедуру подачи заявок планируется значительно упростить, исключить ряд документов, которые можно было бы заменить простым декларированием в заявке и подтверждать уже на этапе заключения договоров с победителями. Речь идет о различных справках, документах о назначении руководителя и главного бухгалтера.
К слову, информация о руководителе НКО общедоступна на официальном государственном ресурсе. Если она не соответствует действительности, это, во-первых, повод срочно внести изменения в государственный реестр, во-вторых, может выступать тем редким случаем, когда НКО прикладывает документ о смене руководителя к заявке (с приведением ситуации с реалиями к подведению итогов конкурса). Риск недостоверного декларирования может быть компенсирован введением условной дисквалификации с исключением из списка победителей и запретом участия в конкурсе на определенный период.
Кроме сокращения перечня запрашиваемых документов, предполагается отменить обязательное дублирование заявки на бумаге, с печатью и подписью, а также на отдельном электронном носителе.
Большое внимание планируется уделить снижению издержек получателей грантов на взаимодействие с грантооператором, в том числе на подготовку и представление отчетности. Неправильно, когда вместо того, чтобы заниматься реализацией своей инициативы, вся команда проекта периодически садится за заполнение всевозможных форм, копирование платежек и первичных документов, сшивает их в огромные пачки и отправляет в Москву. Задачи контроля могут быть решены за счет автоматизированного агрегирования и анализа данных.
Общественная палата Чувашской Республики