«Чăваш тымарĕ» мĕнрен сыватнă
1915 çулта Герман Кокель священник /каярахпа епископ, Православи чиркĕвĕн çветтуйĕ/ Николай Никольский ăсчах патне çапла çырнă: "…Просматривая словарь, травник и известник, издание А.А. Каспари /ж. "Родина"/, я наткнулся на следующие названия: "чувашский корень или чапутинский, сарсапарилла". См. сассапарель. Фармацевтическое название china orientalis. s. nodosa. s. pаnderosa /Radix/… произрастающее в Китае или Японии.
…Чувашский - это наш чувашский или только одно созвучие слов? Если этот корень наш чувашский национальный, то что за название "сарсапарилла"?.. И почему растет в Китае и Японии, а не среди чуваш?.. Я здесь такую траву не знаю и не слыхал, может быть, при случае напишете мне про эту траву…" /Фонд Никольского, отд.1, ед. хр. 168, т.279, стр. 219-225/.
Калас пулать, пĕлмен ыйтăва питĕ "пĕлсе" лартать Г. Кокель. Сăмахран, мордовник курăк "мордовать" тенинчен пулса кайнă, чăвашла "асаплантар" тени пулать, ку ята мордва халăхне "халалламан". Татарник текен курăк ячĕ те çапларах.
Çапах та ăçтан тухса кайнă чăваш тымарĕ текен ят, камсем, мĕне пула, мĕнле курăка çапла ят панă? Çутçанталăка тĕпчекен хăш-пĕр ученăйран ыйткаларăм кун пирки, анчах уçăмлă хурав илтеймерĕм. Альберт Ластухин кăна Интернетра чакаланса асăннă кĕнеке 1855 çулта Лондонра тухнă тесе пĕлтерчĕ.
Чылай вăхăт иртсен кун пирки медицина историкĕпе Григорий Алексеевпа калаçма тӳр килчĕ. Вăл шухăша кайрĕ те тепĕртакран хăйĕн "Народная медицина в Среднем Поволжье" кĕнекине илсе килсе тыттарчĕ. Унта çак йĕркесене хумханса вуларăм: "…Г.И. Раздевич в своем историческом очерке "Исследование о чепучийных мастерах" указывает, что именно в Среднем Поволжье хорошо знали корень сарсапариллы, привозимый из Персии для лечения сифилиса в смеси с ревенем.
Так, этот корень назывался "чепучинским" корнем. Трава "сималакс" встречается в трех родах и в 200-300 видах, но на территории Среднего Поволжья не произрастала. Это многолетнее растение произрастало в Японии, Китае, Индии, на Кавказе, Ближнем Востоке и т.д.
Корень и трава, по данным сегодняшней фармакопеи, содержит крахмал, дубильные вещества, силацин, кристаллы оксалата кальция, сахарины - париллин и сарсапюнин. Траву хорошо знали арабы, персы, французы, китайцы, итальянцы и японцы. Она почиталась и русскими врачевателями - чепучиными мастерами еще с ХVII в. В Среднем Поволжье ее широко использовали чувашские и татарские врачеватели, поэтому эту траву как в народе, так и в литературе ХVII - ХVIII вв. называли "чувашенником" или "чуб-и чиником". Растение в народной медицине употреблялось как средство от венерической болезни – сифилиса. Траву, ее корень продавали в лавках на ярмарках и базарах Средневолжских городов, особенно в Казани и Астрахани.
Рассматриваемое растение "чепучиник" или "чувашенник", по существу, являлось травой повой с видом "повой будущий", "повой высокий" и "повой шерстистый". В научной литературе траву повой еще назвали просто "сарсапариллой" или "повой сарсапарилл". Она в народе имела также синонимы, как "дорогая трава" /рус./, "тайная трава" /чув./, "потник" /тат./. Основное направление в лечении больных заключалось в достижении выделения /"изгнания"/ злого "духа" /заразного начала/ из организма путем потовыделения. Для этого врачеватели варили из корня травы "сарсапариллы" отвар и давали пить внутрь". /173 стр./
Çакă мĕн пирки шутлаттарать? Авалхи саманара наука тата медицина пирĕн мăн асаттесем патне çитеймен. Анчах вĕсен хушшинче йывăр чирсенчен сыватма пĕлекенсем тупăннă, вĕсем хăйсен ăсталăхĕпе тĕнчери чи мала кайнă тухтăрсенчен ӳксе юлман. Эппин, самай тарăна анса каять эпир пĕлсех кайман сиплĕ "чăваш тымарĕ".