- Чăвашла верси
- Русская версия
Тантăш 32 (4852) № 17.08.2023
«Артекра» икĕ хутчен пулнă
Чăваш ачисем çитĕнÿ туса Раççей шайĕнчи лагерьсене кайма тивĕç лĕ пулни савăнтарать, мăнаç лăх туйăмĕ çуратать. Вĕсем пирки эпир хамăр кăларăмра та тăтăшах çыратпăр. Пирĕн тĕпелĕн паянхи хăни те тăрăшулăхне кура «Артек» лагере икĕ хутчен кайма тивĕçнĕ. Вăл — Шупашкар округĕнчи Ишлей шкулĕнче вĕренекен Федор Яруткин. Сăмах май, арçын ача кăçал Чăваш Ен Пуçлăхĕн стипендиачĕ те пулса тăнă. Унпа çак кунсенче телефонпа çыхăнма май килчĕ. «Артекра» ирттернĕ кунсем пирки те арçын ача хаваспах каласа пама килĕшрĕ.
ТĔРЛĔ ЕНЛĔ ĂСТАЛĂХ
Ишлей шкулĕнче, чăнах та, пултаруллă ачасем вĕренни куçкĕрет. Кунта ăс пухакан Дмитрий Никифоров çамрăк купăсçă «Çамрăксен хаçачĕ» ирттернĕ «Поэзи баттлĕнче» куракансене хăйĕн пултарулăхĕпе савăнтарнăччĕ. Кăçал вун пĕрмĕш класа каякан Федя та хăйне тĕрлĕ енлĕн аталантарать. Пĕрремĕш класранпах вăл шкулти «Светлячок» ача-пăча ансамбльне ташлама çÿрет. Елена Федотова ертÿçĕ хавхалантарса пынипе ушкăн округ, хула, республика, Раççей шайĕнче иртнĕ конкурссене хутшăнса, куракансене тĕрлĕ халăх ташшипе тĕлĕнтерсе малти вырăнсене пĕрре мар тивĕçнĕ. Арçын ачан ÿкерес ăсталăх та пысăк. Пейзаж ытларах кăмăла каять ăна. Алла киçтĕк тытсан вăл тавралăх, çут çанталăк илемне акварель сăрăпа, гуашьпа, акрилпа шурă хут çине куçарать. Чăн-чăн ÿнерçĕ тейĕн. Вĕренÿре шĕкĕр «5» паллăпа ĕлкĕрсе пырать Федя. Пур предметпа та олимпиадăсенче хутшăнса малтисен ретне лекет, хăйĕн çитĕнĕвĕсемпе ашшĕ-амăшне савăнтарать. Пĕлтĕр арçын ача Пĕтĕм Раççейри шкул ачисен олимпиадинче хими предмечĕпе регион шайĕнче призер пулса тăнă. Тĕрлĕ проект ĕçĕ çырса та арçын ача çитĕнÿсем тăвать. Федя çавăн пекех спортпа туслă. Баскетболла, волейболла выляма уйрăмах килĕшет ăна. Вулама кăмăллаканскер вăхăт тупăнсанах алла кĕнеке тытать. Вырăс тата ытти çĕршыв классикĕсен хайлавĕсене ытларах суйлать вăл. <...>
Татьяна ИШМУРАТОВА.
♦ ♦ ♦
«Очень приятно чувствовать преданность моих воспитанников»
«Асамат» – фольклорная группа, дипломант в номинации «Сохранение национальных традиций и обрядов чувашского народа» Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Таланты и поклонники», посвященного Году педагога и наставника в России, а также участник мастер-класса «Мотивы чувашского фольклора» на Дне детских и юношеских объ единений.
Фольклорная группа «Асамат» была создана в 2017 году при Большесундырской школе имени В.А. Верендеева Моргаушского района Чувашской Республики. За годы существования у нее сменилось уже несколько классных коллективов. Нынешний образовался в 2020 году. Сейчас участники группы перешли в восьмой класс. Руководителем является учитель чувашского языка и литературы Надежда Варюхина. Одной из ведущих целей работы с одаренными школьниками является приобщение к традициям, устному народному творчеству и музыкальному фольклору одноклассников, их родителей, а также других учащихся школ. Изучение национальных традиций, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию чувашского народа, содействие развитию массового волонтерского и добровольческого движения по сохранению культурного наследия – все это важные вопросы, затрагивающие деятельность фольклорного коллектива «Асамат». Группа – участник школьных, районных и республиканских мероприятий и мастер-классов. Ребята являются призерами Межрегионального конкурса «Обряды и обычаи народа» в номинации «На подиуме чувашский костюм», участниками Межрегионального конкурса «Обряды и обычаи народа» в номинации «Асанне арчинчи тупра», призерами Республиканского фестиваля «Аваллžхсžр малашлžх çук» в номинации «Обряды и обычаи народа». Руководитель коллектива Надежда Владимировна подчеркивает, что дети хорошо владеют чувашским языком, готовят постановки на родной речи. Интерес, инициативность и кропотливая работа вознаграждаются победами и поездками в другие регионы. Представлять свои культуру, язык и народ – для них большое счастье, огромная честь! «Асамат» не только презентует наш регион и культуру чувашского народа, но и занимается разработкой сценариев обрядов и праздников верховых чувашей, выступает с фольклором инициативной творческой группой в количестве от 6 до 16 человек перед публикой, занимается сбором народных костюмов верховых чувашей, реставрирует национальную одежду, хранящуюся в этнографическом уголке школы. Активисты также занимаются изготовлением женских и девичьих накосных, нагрудных, нашейных, напоясных украшений по образцам, которые имеются в энциклопедиях. <...>
Ангелина ПЫРКИНА.
♦ ♦ ♦
Путешествие по маршруту «Этническая Чувашия»
Лето – мое самое любимое время года. Нравится за теплую погоду, яркое солнышко и за то, что оно дарит много незабываемых эмоций. Летом можно позабыть об уроках, учебниках. Некоторые дети уезжают отдыхать на море, другие – в лагеря, а те, у которых есть бабушки и дедушки, отправляются в деревню. Я и сама живу в деревне. Люблю учиться, все эти годы выходила отличницей. Но и отдыхать нужно уметь, притом с пользой для развития и расширения кругозора.
Недавно, в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», я побывала в увлекательной двухдневной поездке по разным уголкам Чувашской Республики. Четыре человека из нашей школы, в том числе и я, выбрали маршрут «Этническая Чувашия», который проходил с 27-го по 28-ое июля. Сначала заместитель директора Ирина Николаева и классный руководитель Светлана Романова ознакомили нас с программой и помогли оформить всю нужную документацию. 27 июля с родителями мы выехали в город Чебоксары. А там нас уже ждала классный руководитель Светлана Васильевна. Она пожелала увлекательной поездки, и чтобы мы провели эти два дня с улыбкой на лице. Это вдохновило. Так началось наше веселое путешествие по родной республике. Сначала мы поехали в кафе, расположенное в селе Ишаки. Там нас вкусно покормили, а после обеда мы отправились в местный краеведческий музей. Экскурсовод провел с нами мастер-класс по теме «Солдатское письмо». Она рассказала о том, как трудно жилось во времена Великой Отечественной войны, как люди, несмотря на холод и голод, воевали с фашистами, чтобы те не захватили и не уничтожили нашу страну. Далее рассказала про древние предметы: утюг, ткацкий станок, лапти и прочее. Этот музей произвел на меня незабываемые впечатления. Хотелось бы побывать в нем снова. После экскурсии по музею мы отправились к святому источнику. Там попили святую воду, посмотрели на баптистерий ÿместо крещенияŸ. Затем выехали в этнокомплекс «Ясна», который находится в Чебоксарском районе, деревне Кшауши. Это очень живописное место, где можно погрузиться в атмосферу чувашской культуры. И это правда, ведь по приезду в «Ясну» мы переоделись в национальные чувашские костюмы. В этих одеяниях прошли этноквест «Семь ключей к счастью». Нам показали национальные музыкальные инструменты и рассказали о традициях, по сей день живущих в Чувашской Республике. В этнокомплексе «Ясна» растет чудесный дуб Киремет, которому более 400 лет! Говорят, что он может исполнять самые сокровенные желания. Мне очень понравилось это место, потому что только в этнокомплексе «Ясна» можно почувствовать настоящую атмосферу древней чувашской культуры. Уже вечером нам пришлось покинуть эту волшебную местность и вернуться в Чебоксары, где мы поужинали в кафе. После этого заселились в отель. Вечером собрались в холле и познакомились друг с другом ближе. Каждый назвал свое имя, рассказал, чем он увлекается. После этого экскурсовод пожелал нам спокойной ночи, и мы разошлись по комнатам. Вот так прошел первый день туризма, который мне очень понравился. <...>
Марина КУЗЬМИНА, 7-й класс. Урмарский округ, Кульгешская школа им. Н.А. Афанасьева.
♦ ♦ ♦
Эмоции нельзя передать словами
Наше путешествие началось в 10 утра. Я приехал к месту встречи, и мы успешно зарегистрировались, после чего осталось дождаться начала тура. Вскоре стартовала пешая прогулка по городу. Все было очень здорово, интересно и познавательно.
Далее мы с сопровождающими нашей группы отправились на экскурсию в Литературный музей им. К.В. Иванова. Здесь мы узнали про величайших писателей и деятелей Чувашии, чувашский язык, Ивана Яковлева – создателя чувашской письменности, историю его жизни, а также других великих писателей и чувашских поэтов. Было не только очень интересно, но и полезно. Затем состоялась пешая прогулка по административной части города. Мы слушали прекрасного гида, гуляя и фотографируясь, порадовал мини-интерактив от экскурсовода. Вопросы викторины были посвящены истории города, они касались интересных зданий и мест, мы многое узнали о значении элементов на гербе и флаге. Нельзя передать словами те особые ощущения, которые мы испытали от прогулки, ее атмосферы! В одном из ресторанов города нас вкусно накормили, и мы отправились к автобусу, расселись и поехали на Завод молочной продукции в Ядрин. Здесь нас встретили работники предприятия. Мы прослушали мини-инструктаж, накинули халаты и шапочки. Нас повели в производственный цех, где и происходит все самое необыкновенное. Первым делом увидели стерилизующие машины. Ежедневно на заводе выпускается 270 тонн молочной продукции. Немного пройдя по коридору, мы попали в небольшое помещение, где стояли громадные резервуары, в которых уже хранился творог – 1 чан с 25 тоннами и несколько чанов по 10 тонн. Далее попали в фасовочный цех. Здесь одновременно шло несколько процессов: создавались бутылки для молока, в которые его сразу заливали, обклеивали тару этикетками и отправляли по конвейеру на упаковку. Мы наблюдали разные способы упаковки: кувшинную, пакетированную и бутылочную. Мои эмоции нельзя было передать словами. Очень интересно смотреть на то, как делают продукцию, которую я ем и пью ежедневно. Кстати, в цехах для нас устроили дегустацию. Мы попробовали свежеприготовленные сметану, ряженку, снежок, йогурт, творог и молоко. <...>
Илья ПИГЕНЕШЕВ. Чебоксары, 48-я школа.
♦ ♦ ♦
Пĕррехинче, Йăлтăм шывĕ хĕрринче...
Çурла уйăхĕнчи хĕвел пĕр шелсĕр хăйĕн хăватлă пайăркисене çĕр çинелле ăсатать. Эх, мĕнле илемлĕ-çке! Тăван тавралăха тухатăн та сан умра ытарайми тĕлĕнмелле ÿкерчĕк: тулă-сĕлĕ пуссисем сарă тĕспе витĕннĕ, вырăн-вырăнпа «хир карапĕсем» тыр-пул океанĕнче мăнаçлăн ишеççĕ, клевер-люцерна уйĕсем, çилрен сыхланма лартнă вăрман тăрăхĕсем сип-симĕсех, сăртлăрах вырăнсем шăрăх çанталăка чăтаймасăр типсе кĕлленнĕ.
Атте хушăвĕ
Çакăн пек шăрăх кунсенчен пĕринче Çирĕклĕ ялĕ тăрăх «Пурте ял пĕви хĕррине! Кĕреçесемпе!» йыхрав сарăлчĕ. — Пĕве татăлса кайман пулĕ те? Маша, Настя, вĕçтерĕр-ха Йăлтăм хĕрне! — хушрĕ пире атте. — Пулăшу кирлĕ пулсан шăнкăравлăр! Эпир Машăпа кĕреçесем илтĕмĕр те пĕве хĕррине çиçĕм пек вĕçтертĕмĕр. Ял вĕçĕнче иккĕмĕш класс пĕтернĕ Никита Андреевпа унăн юлташне Мишăна тата пиллĕкмĕш класа куçнă Кирилл Андреева хăваласа çитрĕмĕр. Пĕве хĕрринче тата вăтăр çын пухăннăччĕ.
Ял вăрттăнлăхĕ
Машăпа палăртнă вырăна çитнĕ вăхăтра Пучинке вăтам шкулĕн директорĕн çумĕ Алина Максимова пухăннисене ĕç тĕллевĕпе паллаштаратчĕ. — Шупашкарти пляжран кая пулмалла мар, — тени çеç хăлхана кĕчĕ. Малалла Алина Михайловна тăван тăрăха халалланă пĕчĕк викторина ирттерме те манмарĕ. — Хитре вырăнта пурăнатпăр. Акă Йăлтăм Хум шывĕ енне васкать, Хум — Кĕтнене, Кĕтне вара… — терĕ вăл Маша енне пăхса. Хĕрача çухалса каймарĕ. «Кĕтне Сĕвене юхса кĕрет, Сĕве — Атăла», — хуравларĕ вăл. Йăлтăм çавăн пекех Хум юппи пулса Йĕпреç, Комсомольски, Тăвай, Елчĕк çĕрĕсем тăрăх юхнине, Кĕтне чăваш тата тутар халăхĕсене пĕрлештерекен элчĕ пулнине те пĕлтĕмĕр. <...>
Настя ПАШКОВА, Йĕпреç округĕ, Çирĕклĕ ялĕ.
Материалсемпе туллин паллашас тесен...
Комментировать